Автобусный завод в г. Павлово открылся в 1952 году. На сегодняшний день он занимает первые позиции среди гигантов производства пассажирского транспорта. Главное направление завода – это разработка и создание автобусов малого и среднего класса. Так как выпускаемые автобусы ПАЗ могут преодолевать сложные дорожные условия, интенсивный упор делается на качественную разработку карданного вала автобуса ПАЗ и смежных ему деталей.
Строение карданного вала
Рассмотрим строение и установку карданной передачи в автобусах Павловского завода на примере ПАЗ-3205. Здесь применяют два вала, три шарнира и опора промежуточная. Если рассмотреть ступенчато, то видим вот такой алгоритм:
- К валу-фланцу на выходе коробка закрепляется с помощью болтов фланец-вилки.
- В проушинах фиксируется крестовина двумя противопоставленными шарнирами.
- На остальных двух шипах стоит вилка, приваренная к тонкостенной трубе.
- Труба служит основой и к ней прикреплен сваркой шлицевой наконечник.
- В том же месте стоит шлиц-вилка, которая формируют подвижное продольное соединение.
- Далее, одной крестовиной вилка соединяется с приварной вилкой.
- Затем аналогично все, только без шлицев.
В середине впрессован большой подшипник в трубу-основу, закрепленный к кронштейну – промопоре подушкой, установленной на раме транспорта.
Карданный вал ПАЗ имеет жесткость конструкции. Также необходимо обеспечить вращение между несоосными валами. С этой задачей справляются вилки, соединенные с крестовинами, они же шарниры неравных угловых скоростей.
Уравновешивает расстояние между углами сопряжения щелевое соединение, необходимое при маневрировании. На карданный вал воздействует собственный вес и центробежная сила, поэтому необходимо продумать устройство, которое не позволит отклониться центру кардана, и для этого устанавливается промежуточная опора с подвесным подшипником.
Как и в любой металлической детали этой конструкции необходима постоянная смазка, которую можно обеспечить без демонтажа кардана, следовательно, сюда ставят пресс-масленки. С целью ограничения попадания внутрь грязи ставятся уплотнители, они же не дают маслу вытекать. И в конце необходимо установить крепления для фиксации.
Такое значительное количество деталей и большие нагрузки способствуют достаточно быстрому износу. Это говорит о том, что любому владельцу транспорта с подобной конструкцией надо во время проводить диагностику и, в случае необходимости, менять детали узлов.